Хрестоматия к практикуму "Семь подсказок для тысячи сказок" Сказки-подсказки (часть VIII. Понятие сказки)|| Сказки (по Брокгаузу и Ефрону) || Морфология "волшебной" сказки (конспект) || || || Миф о сотворении людей и искусство математики || СказкиБрокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь, http://www.booksite.ru/fulltext/bro/kga/brokefr/Сказки (литер. и этногр.) - словесные произведения повествовательного характера, почти исключительно прозаические, созданные иногда в видах развлечения, иногда с целью дидактической, но большею частью без всякой цели, как естественное выражение словесной или литературной потребности. С. - органическое явление народной психики, они рассеяны по всей земле, у всех народов. Разнообразие С. обусловлено не столько обилием мотивов, которых насчитано приблизительно до 400, сколько различными их комбинациями. С. существуют с незапамятной древности. В старое время ими пользовались, не задаваясь вопросами об их происхождении и литературной истории, как занимательными или поучительными рассказами. Ныне интерес к С. более глубокий, но менее широкий, чем в старину. Интеллигенцию они занимают лишь в художественной обработке (повести Л. Толстого, Квитки, Стороженко), а в простом виде обращаются в низших слоях населения, преимущественно среди старых и малых; большую ценность они имеют для специалистов по фольклору. В старое время С. и сказочники были одинаково популярны на всех ступенях общественного быта, от крестьянских хат до царских дворцов. Научное изучение С. весьма важно ввиду того, что С. тесным образом переплетается с другими родами произведений (новеллы, повести, романы, фацеции, анекдоты, фаблио, былины, героические песни, даже лирика, напр. свадебные песни и колядки). Во многих случаях нельзя отделить С. от новелл, повестей, анекдотов. Многие средневековые романы и фаблио, многие русские былины представляют лишь переделку С. или состоят из подбора сказочных мотивов. Наряду с народными С. уже в глубокой древности появляются писанные художественные С., который, как и народные С., из литературы одного народа переходили в литературу другого, благодаря переводам и подражаниям. Древнейшие из известных писанных С. принадлежит Египту и относится к XIV в. до Р. Хр. Из писателей древнего классического мира Геродот очень часто приводит С., преимущественно заимствованные у египтян; Плутарх в своих рассказах дает больше С., чем исторического изложения; Лукиан сочинял философские С. Позже сочиняли имп. Екатерина II (аллегорические С. о царевиче Февее и царевиче Хлоре), Жуковсий (С. в подражание народным: Спящая царевна, Война мышей и лягушек, О царе Берендее, Об Иване царевиче и сером волке, Кот в сапогах и др.); Пушкин (О золотом петушке, О мертвой царевне, О попе и его работнике, О рыбаке и рыбке, 0 царе Салтане и др.), Лермонтов (Ашик-Кериб, С. для детей и др.), Даль (С. казака Луганского), Щедрин (сатирические С.), Гаршин и др. Морфология "волшебной" сказки (конспект)Пропп Владимир Яковлевич, http://lib.ru/CULTURE/PROPP/morfologia.txtСлово морфология, означает учение о формах. В ботанике под морфологией понимается учение о составных частях растения, об их отношении друг к другу и к целому, иными словами, учение о строении растения. С классификацией сказки дело обстоит не совсем благополучно. А ведь классификация -- одна из первых и важнейших ступеней изучения. Вспомним хотя бы, какое важное значение для ботаники имела первая научная классификация Линнея. Наша наука находится еще в долиннеевском периоде. Композиция и сюжетВсе содержание сказки может быть изложено в коротких фразах, вроде следующих: родители уезжают в лес, запрещают детям выходить на улицу, змей похищает девушку и т. д. Все сказуемые дают композицию сказок, все подлежащие, дополнения и другие части фразы определяют сюжет. Другими словами: та же композиция может лежать в основе разных сюжетов. Похищает ли змей царевну или черт крестьянскую или поповскую дочку, это с точки зрения композиции безразлично. Но данные случаи могут рассматриваться как разные сюжеты. Основные тезисыI. Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказки. II. Число функций, известных волшебной сказке, -- ограничено. III. Последовательность функций всегда одинакова. Следует оговорить, что указанная закономерность касается только фольклора. Она не есть особенность жанра сказки как таковой. Искусственно созданные сказки ей не подчинены. IV. Все волшебные сказки однотипны по своему строению. Функции действующих лицСказка обычно начинается с некоторой исходной ситуации. Перечисляются члены семьи, или будущий герой (например, солдат) просто вводится путем приведения его имени или упоминания его положения. Вслед за начальной ситуацией следуют функции:
Мы видим, что очень большое количество функций расположено попарно (запрет - нарушение, выведывание - выдача, борьба - победа, преследование - спасение и т. д.). Другие функции могут быть расположены по группам. Так вредительство, отсылка, решение противодействовать и отправка из дома составляют завязку. Испытание героя дарителем, его реакция и награждение также составляют некоторое целое. Наряду с этим имеются одиночные функции (отлучки, наказание, брак и др.). ОпределенияВолшебная сказка есть рассказ, построенный на правильном чередовании приведенных функций в различных видах, при отсутствии некоторых из них для каждого рассказа и при повторении других. -- При таком определении термин волшебный теряет свой смысл, ибо легко можно себе представить волшебную, феерическую, фантастическую сказку, построенную совершенно иначе (ср. сказку Гете о змее и лилии, некоторые сказки Андерсена, сказки Гаршина и т. д.). Морфологически волшебной сказкой может быть названо всякое развитие от вредительства или недостачи через промежуточные функции к свадьбе или другим функциям, использованным в качестве развязки. Конечными функциями иногда являются награждение, добыча или вообще ликвидация беды, спасение от погони и т.д. Такое развитие названо нами ходом. Каждое новое нанесение вреда или ущерба, каждая новая недостача создает новый ход. Волшебные сказки можно бы назвать сказками, подчиненными семиперсонажной схеме. Это термин очень точный, но очень неудобный. Если определять этот класс сказок с точки зрения исторической, то они заслуживают старинное, ныне отброшенное название мифических сказок. Миф о сотворении людей и искусство математикиС.Н. Бычков, А.С. Строгалов, С.Г. Шеховцов, Е.В.Шикин. О тождестве фундаментальности и гуманитарности в общем образовании. - Материалы конференции "Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков" (Дубна, сентябрь 2000 г.), http://scholar.urc.ac.ru:8002/Teachers/methodics/journal/numero4/pedag/shikin.html.ruХХ век очень наглядно показал, что можно натворить, если люди проецируются только в плоскость рыночного бытия. Ведь этот популярный сегодня на постсоветском пространстве аспект не может порождать устойчивых и одновременно благотворных форм жизни людей. Понято это было очень давно: об этом, например, говорится в древнегреческом мифе о творении смертного мира, в котором многочисленные несовершенства человека моделируются как брак одного из титанов-исполнителей Эпиметея, который не смогла выправить кража-жертва другого титана-исполнителя Прометея: ни божественный огонь, ни премудрое искусство Гефеста и Афины не решали задачи устойчивости совместного бытия людей, потребовались дары Зевса, стыд и правда, наделившие человека потенциальной, внутренней способностью решать задачу построения благотворных форм совместного бытия. Другими словами, творцы мифа нашли на наш взгляд удачную метафору, чтобы показать принципиально иную, не производственно-потребительскую природу этих абсолютно необходимых для жизни способностей. Но, как говорится, "не в коня корм" - подавляющему большинству образованных советских людей этот древний сказ был известен в столь искажённом виде, что увидеть его главный смысл было очень непросто; более того, подавляющее большинство классных специалистов, подготовленных советской образовательной системой, не знает даже более простых вещей: смысла имён братьев-титанов, исполнителей божественного заказа, и в какой связи эти имена находятся с другим хорошо известным, но не понимаемым словом "математика". ... Платон особо выделял один тип знания, который назывался словом "мaтема", постоянно показывая, что именно это знание позволяет видеть мир идей. Именно поэтому "математике" как инструмент обретения или, как часто говорил Платонов Сократ, измерения "матемы", сущностного смысла любого предметного знания есть самое важное искусство для человека. |
<< Хрестоматия "Сказки-подсказки" << НАВЕРХ >> Путеводитель по сказкам и их окрестностям >> |