Господа Подмастерья:)!   Начинаем деловую игру   «Создание информ. продукции и ее раскрутка в Интернете»

ВидеоКОТ

Сочиняем сказку “Как  кто-то  сделал что-то

Первое занятие:  Завязка

Сказочная геометрия: кто, где, когда

Сегодня "пропоем" первую сказочную ноту: выберем героя/героиню сказки и его/ее окружение. Хотите - выбирайте Ивана-царевича, хотите - самого/саму себя, или еще кого-то.

Чтобы не запутаться, будем писать "Герой", а смышленые девочки легко заменят его на "Героиню". Если это понадобится.

Быть может, Героем станет Львенок. Или, например, геометрическое тело Шар.

Чтобы навести в сказочном мире порядок, вводим систему сказочных координат - пространство и время действий, действующие лица и предметы.

Начало пространственных координат поместим там, где ("где-то") начинается сказка. Естественное начало оси времени - начало событий; еще будут "потом", "тогда", "вскоре"... Началом "живых" координат служит сам герой, а вокруг него кучкуются положительные и отрицательные персонажи.

S1house S1when S1hero

Тут неплохо бы рассказать предысторию Героя. Ведь не просто так он стал Героем. Возможно, этому способствовали какие-то факты его биографии или биографии предков, - например, факт чудесного рождения - от рыбы и воды, из очага, из снега. Возможно, были пророчества, предвещания о его будущем. Возможно, сказке предшествовал неосторожный поступок. Короче, должна быть причина, предпосылка, мотивация сказки.

Сказочная психология

Полезно также ввести "координаты" этические (хорошо-плохо, красиво-безобразно) и социально-экономические (потребности-ресурсы и др.), чтобы уяснить причины сказочных событий.

Есть мнение, что у человека с рождения формируется настройка на тот тип людей и ситуаций, который наиболее близок к нему по жизненному сюжету. Он будет остро реагировать на них, они будут привлекать его внимание и казаться чрезвычайно интересными.

А вот люди и ситуации другого типа оставят его равнодушным, он пройдет мимо, не обращая на них внимания. Хотя и самому непонятно, почему это происходит, так как очевидной логической мотивации при этом может и не быть, поскольку человек — существо рациональное в меньшей степени, чем нам хотели бы представить или чем мы сами хотели бы думать.

Эта настройка, вероятно, и определяет, какую роль примет на себя сказочный персонаж. Скажем, Черт одной настройки;) может служить Вредителем, другой - Помощником, третьей - Дарителем.

Самое время нашему герою заняться самоанализом, дабы впредь не пенять на превратности судьбы.

S1dostoi S1nedost

Если отважиться честно заглянуть в тайники души, - например, с помощью сказкотерапии), - там можно увидеть не только поощряемые, но и гонимые общественной моралью и/или близким окружением человеческие свойства - например, лень, гнев, ревность, жадность, страх, тоска и др. Причем роль порочных свойств в житейских сценариях, в отличие от сценариев сказочных, весьма неоднозначна. Поэтому отношение к ним в различных сообществах может быть различным, и это надо иметь в виду.

Помощники и вредители

Основываясь на сотне русских сказок из сборника Афанасьева, советский лингвист Владимир Яковлевич Пропп определил набор сказочных ролей. Их семеро - Герой, Помощник, Отправитель, Антагонист, Даритель, Царевна и Лжегерой. Оказалось, что этот набор инвариантен и для других народов.

(Мистическая семерка: семь цветов радуги; семь дней творения; седмица, она же неделя; семья = семь "Я"; семь самураев; семь слоников; семь нот...)

Каждый персонаж играет свою роль. Каждая роль характеризуется определенными функциями из универсального набора тридцати одной функции - выведывание, выдача, подвох, пособничество, вредительство, недостача, посредничество, противодействие, перемещение, погоня и т.д.

Скажем, одну и ту же функцию Дарителя выполняют и Баба-Яга, дающая золотое веретенце невесте Финиста - Ясна Сокола, и фея, наряжающая Золушку на бал, и мертвец, который дарит Ивану меч, …

Поскольку мы набрасываем лишь схему сказки, сразу познакомим слушателя с ближайшим окружением героя. Хотя для поддержания интриги было бы лучше, чтобы они появлялись постепенно, в нужный момент.

S1wizard S1foe

Скажем прямо, здесь чувства выражены слишком прямолинейно. Можно добавить нюансов, но не надо переосложнять.

Чтобы сказка выглядела более достоверной, завязка должна быть правдоподобной.

Движущие силы

Любопытно было бы узнать, каковы мотивы действий персонажей.

    В жизни нас побуждают к действию четыре группы мотивов:
  • Во-первых, физиологические мотивы - голод, жажда, потребности самосохранения и воспроизводства.
  • Во-вторых, поиск дружеских связей, общения, социальной кооперации, любви.
  • В-третьих, стремление к достижению цели, результата, успеха.
  • Наконец, стремление к власти, к влияния на другого человека, на группу людей, на весь мир.

Видимо, так же обстоят дела и в сказках.

Например, Вредитель - ведь не просто так он дошел до такой жизни.

Быть может, Змей давно положил глаз на дочь царя и замыслил взять ее насильственно замуж или сожрать.

Возможно, Царь отсылает Героя за тридевять земель из страха перед его силой или движимый страстью коллекционировать перья жар-птиц, молодильные яблоки и другие раритеты.

Или банальная служебная интрига.

Надо молвить, этот спальник
До Ивана был начальник
Над конюшной надо всей,
Из боярских слыл детей;
Так не диво, что он злился
На Ивана и божился
Хоть пропасть, а пришлеца
Потурить вон из дворца.

Но, лукавство сокрывая,
Он для всякого случая
Притворился, плут, глухим,
Близоруким и немым;
Сам же думает: “Постой-ка,
Я те двину, неумойка!”

Еще одна завязка конфликтов, весьма обычная и в сказках, и в жизни, - напряжённые отношения между Героем и его Родителями. Состарившееся поколение всегда не могло понять расшалившихся юнцов. Отчасти потому, что позабыло, каким само было в молодости, отчасти из-за того, что оно шалило иначе.

Так или иначе, в сказке проблема отцов и детей может приводить не только к бытовым разборкам, но и к чудесным трансформациям.

Тайна

Что-то наша сказка приобретает излишне бытовой характер. Какая-то она пресная, без изюминки.

Дело в том, что мы забыли главное - Тайну. Именно в ней заключена главная движущая сила сказки.

«Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов.» (Ал. Грин)

Тайна... На то она и тайна, что скрыта до поры до времени. Часто до конца сказки. До гробовой доски. А то и дальше.

mickLean

Знать эту Тайну позволительно только Вам, Сказочнику. И больше никому. Разве что Малышу.

Заметьте, сказка о Малыше начинается очень обыденно: "В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья..." И вдруг появилась Великая Тайна, да еще с шумящим двигателем.:) Эта Тайна и стала движущей силой сказки.

«В реальной жизни первый ход всегда делают черные».

<< Сказ_очная информатика << НАВЕРХ >> Перемена! >>

vcat-skaz@narod.ru© 1999-2011 Семейная студия «ВидеоКОТ»: Консультирование, Образование, Творчество

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz